Псевдоним:

Пароль:

 
на главную страницу
 
 
 
 
 




No news is good news :)
 
 
Словари русского языка

www.gramota.ru
 
 
Наши друзья
 
грамота.ру
POSIX.ru -
За свободный POSIX'ивизм
 
Сайт КАТОГИ :)
 
литературный блог
 
 
 
 
 
 
сервис по мониторингу, проверке, анализу работоспособности и доступности сайта
 
 
 
 
 
Телепортация
к началу страницы
 
 

аlеgоrin

 
 
 
Федины мысли
 
 
 
  Мне всегда было интересно, о чем думают маленькие дети, как у них идет процесс познания и осмысления окружающего мира,  с какого возраста  у них включается  анализ событий? С какого момента «уста младенца глаголят истину»?
Я вначале предполагал, что дети до пяти лет просто записывают  услышанное и увиденное, а потом избирательно воспроизводят то,что им кажется подходящим в текущий момент. Причем мир для них всегда реален, абстрактное мышление появляется лет с семи, и сказки живут в них отдельно от того, что происходит в настоящей жизни.
Свою ошибку я осознал, когда  четырехлетний племянник услышав в разговоре взрослых, что мама собирается в Киев, включился в разговор и сообщил, что  в Киев ехать нельзя. На удивленный мамин вопрос почему, он ответил: Там живет Илья Муромец, который воюет с татарами и поэтому ехать туда опасно.
А вот внук Федя поразил меня вначале внимательному отношению к слову. Он вообще долго молчал, лет до трех. Потом заговорил сразу правильными фразами без логопедических ошибок. Услышав новое слово, он  интересовался его значением и смыслом, потом тут же пробовал его использовать и в дальнейшем никогда не ошибался в выборе нужного ему слова из своего запаса. Иногда конечно случались шероховатости. Например, он не сразу усвоил значение слова «уже». Ему было четыре года, когда  однажды прогуливаясь со мной по детской площадке, он вдруг спросил:
Дедушка, а ты когда умрешь?
Я слегка опешил от неожиданности вопроса.
Не знаю.
А почему ты не умираешь?
А ты хочешь, чтобы я умер?
Он хитро на меня посмотрел
Да. Уже.
«Уже» то есть сейчас. Значит неточно понял смысл «уже».
К примеру выражение «писаная красавица» он понял как описавшаяся девочка.
Или еще он сказал однажды:
Я ударился и мое сердце разбилось.
Наверное, в  одной из сказок услышал иносказательную фразу и употребил в прямом смысле. Тут же  он уточнил место расположения разбитого органа.
Сердце — это которое тук-тук. Вот здесь.
Показал он на свою грудь.
Иногда он изобретал слова как и многие дети. Как-то мы играли с ним в пиратов. Построили старинный корабль на ковре с пушками и веслами.
Ты будешь пушкин, а я буду вёслин.
Кем я буду?
Ну ты будешь из пушек стрелять, значит пушкин, а я буду грести, значит вёслин.
 О поэте Пушкине он еще не был осведомлен.
Вопреки моему убеждению, что у малышей абстрактное мышление недостаточно развито, Федя уже в четыре года удивлял меня «общими» вопросами.
Меня Бог накажет, если я себя плохо веду?
Накажет конечно.
А как я узнаю, что плохо веду? Бог же говорить не умеет...
Или еще.
Я в рай наверное не попаду.
Почему ты так думаешь?
У меня одни плохие мысли в голове.
Федина непосредственность подсказала мне почему  истина ближе к детям чем к взрослым. Уму детей еще не мешает возможный подтекст или многозначность любого высказывания.
На веранде была натянута веревка между окаймляющими ее столбами, на которой были подвешены фигурки ангелочков и сохли пучки петрушки. Мы с Федей в огороде нарезали зелень  сельдерея, я связал ее в пучки, и искал место, где бы их подвесить. Федя, наблюдавший за моими поисками, посоветовал:
Дедушка, ты сними ангелов, они уже давно висят, наверное высохли.
Или вот читаю ему сказку. Вслед за прочитанной фразой: «Сова схватила и съела мышонка» Федя  оживляется и уточняет: Сырого?
Федя вообще любил поесть. Научившись рано держать ложку, он бесстрашно залезал ей во все места, заполненные по его мнению съестным, а когда научился и говорить, то сопровождал свои действия фразой: Дай попробать!
В три с половиной года он обнаружив банку сметаны на столе, вооружился столовой ложкой и с обычным кличем в два приема почти опустошил поллитровый объем. Я испугался за его живот, но  к счастью никаких неприятностей не случилось.
Как-то раз в огороде он наблюдал за моими действиями
Дедушка, почему ты вот этот баклажан не срываешь?
Пусть подрастет. Он еще маленький
Но если он вырастет, тогда же в рот не влезет! - искренне удивился Федя.
В другой раз Федя подглядел как я одеваю зубные протезы.
Дедушка, а ты их глотаешь?
Нет, - говорю, - просто вставляю.
А они живые?
Я отрицательно покачал головой.
Я их потрогал один раз , - признался он — И не забоялся!
Когда у него появился двоюродный брат Леша, Федя был чрезвычайно рад этому обстоятельству и когда мы увиделись в Федей после четырехмесячного расставания, он поспешил сообщить мне
У меня теперь есть брат Леша!
Здорово! - говорю я.  Конечно я знал, что Леша родился, но почему не порадоваться вместе с Федей.
Я старше  его! - с гордостью прододжил Федя. - Мне четыре года, а ему ни одного!
Через какое-то время Федя встретился с другим братом Гавриком, тот был на год моложе его.
Гаврик по характеру лидер. Ему все устраивало только в том случае, если он был главным. И тут выяснилось, что Федя его старше. Гаврик не хотел уступать. Ему было всего три с половиной, но он заявил :
А мне шесть лет.
И для убедительности показал шесть пальцев
Федя  в ответ :
Тогда мне семь.
Началось соревнование — кому больше. Наконец Гаврик называет цифру 14
Вот тут Федя уличает Гаврика во лжи:
Вот и неправда. 14лет тебе не может быть.  В четырнадцать ты бы уже умер
Очевидно цифра 14 представлялась пятилетнему Феде чрезмерно большой.
И в то же время отвлеченные проблемы бытия его уже начали беспокоить.  Как-то я спросил у Феди и его двух сестричек:
Что вы скажете Богу если встретите?
Настя, 8 лет,  сказала : Я попрошу у Него благословения, поговорю с Ним.
Устя, 10 лет: Я тоже попрошу благословения и спрошу как у Него живется дедушке Толе, дедушке Вале и всем, кто умер и кого я знаю.
Федя (тогда ему было 5 лет) слушал ответы сестер и я ждал похожего ответа. Но ничего подобного. Вопреки утверждениям психологов, что в группе детей  всегда срабатывает эффект подражания «и я тоже», ответ Феди меня удивил независимостью суждения и умением пользоваться абстрактными понятиями:
Я  попрошу у Него, чтобы всё несправедливое стало справедливым.

Следующая  решаемая им проблема оказалась  тоже неожиданной:
Дедушка, а когда ты умрешь, я буду дедушкой?
Федя любил, когда я ему читал на ночь. Ему было решительно все равно, что за книжка у меня в руках, он засыпал под мое монотонное чтение. Я ничего не имел против, потому что главная задача в этом и состояла. Но к сожалению далеко не всегда Федя был расположен ко сну.
Дедушка, читай дальше!
Уже конец. «Маугли» закончился.
Ну читай что-нибудь еще, я не успел закрыть глаза на «Маугли» и не заснул.
Про что же почитать?
Прочитай про Страшилу. Ты когда про него читаешь, я летаю.
Как летаешь?
Ну во сне.
Я начинаю читать. Но Федя слушает невнимательно, его обуревают мысли совсем о другом.
А самый быстрый самолет сколько километров в час пролетает? -спрашивает он вдруг
Две тысячи примерно, - говорю.
Много — задумчиво отвечает Федя, - а за минуту сколько?
Я делю в уме на 50, чтобы было побыстрее
Примерно сорок километров, - говорю.
А за секунду?
Сообщаю  очень приблизительный результат
700 метров.
Это как далеко?
Как отсюда до моря.
А за миллисекунду? - не унимается Федор.
7 метров, - отвечаю...
Он задумывается ненадолго.
А миллисекунда — это тррыть?
И он резко взмахивает рукой, пытаясь продемонстрировать длительность миллисекунды.
Не смотря на пополняющиеся технические познания Федя продолжал удивлять меня искренней верой в сказки как в нечто реальное.
Дедушка, я вчера ночью проснулся, а игрушки не шевелились, а ты говорил, что они ночью оживают.
Пришлось выпутываться. В следущий раз он спросил:
       -  Дедушка, а ты не видел где мой рюкзак с которым я вчера в воскресную школу ходил?
Я сделал понимающую физиономию: А-а, точно вчера по школьному двору бегал голубой рюкзак и всех спрашивал: «Федю не видели?»
Федя с небольшой долей сомнения  на меня посмотрел:
Честно что ли?
Или вот ещё. Федя берет кошку за шкирку, та спокойна, не вырывается.
Дедушка, а кошку можно брать за шею?
Можно.
А ей не больно?
Нет.
А почему?
Потому что ее мама в детстве так носила и она привыкла.
А ведь у нашей Ласки мамы не было.
Почему не было?
Ее же в магазине купили!
Федя — человек не жадный. Он очень любит поесть, но каждый раз когда он что-нибудь ест в момент моего появления, он обязательно спросит: Дедушка, хочешь?  И никогда не огорчается если я как обычно  не отказываюсь. Однажды он спросил:
        - Дедушка, а у тебя есть деньги?
          - Нет,- говорю.
          - А почему, у тебя же были!
Бабушке все отдал
Совсем совсем нет?
Нет
Плохо, когда нет денег.
Наоборот хорошо. Бабушка все покупает.
Мороженое можно купить. Закрой глаза и руку давай.
Я повинуюсь, но подсматриваю. Он роется в своем кошельке и достает пять долларов. Я знаю у него всего десять в кошельке. Кладет мне в протянутую руку пятерку.
Открой глаза.
Я делаю восхищенное лицо и радостно восклицаю
Спасибо Федя!
Он довольный улыбается.
Федя, а что лучше денег?
Он чуть задумывается
Бог!
По моему  возраст, когда «устами младенца...» у него уже наступил.
Однажды, не обнаружив друга Андрющи в воскресной школе он спросил, почему его нет. «Он спортом занимается», ответил отец. Федя подумал и  убежденно сказал: «Но ведь ум важнее!».
 Мне кажется что у Феди Бог играет в жизни особую роль. Он вспоминает о Нем в совершенно неожиданных ситуациях.
Дедушка, а в аду как?
-     Горят, - говорю,  - в аду
-  Бескончаемо? - Это Федино новое слово
- Да уж, грешники вечно горят.
- А кроме огня?
- Ну вот, например, тебе кажется, что ты падаешь с высоты и вот-вот разобьешся, - выдумываю я
- Это не страшно,- задумчиво говорит Федя, - можно закрыть глаза.
- А чего ты боишься ада? Туда только плохие люди попадают. Ты не совершай плохих поступков и не попадешь в ад.
- Но у меня плохие мысли вот здесь сидят и никуда не уходят.
Он показал на голову. Что за плохие мысли я спрашивать не стал. Постеснялся.
 Иногда у Феди возникают приливы щедрости.
-  Когда я вырасту, мне будет 20, я куплю тебе машину.
- Спасибо,- говорю.
- А ты уже наверное в царствии небесном будешь?
 - Наверное, не доживу.
  - А ты меня оттуда увидишь?
- Увижу
- А я тебя?
- А ты только во сне, может быть.
- А почему?
--Мы будем в разных  мирах.
Других вопросов не последовало. Удовлетворен. Интересно, а я в его возрасте вообще не задавался вопросами жизни и смерти.
Феде уже исполнилось семь лет, когда вместе  с сестрами и папой съездил в Россию, время пролетело быстро. Я ему говорю:
Ну вот и возвращаться пора. Кажется недавно приехали... Все быстро заканчивается...
Федя вдруг возразил:
Кроме царствия небесного!
Удивительно, говорили о земном, об обыденном и  вдруг такой поворот в теме...
Как-то Федя  с родителями побывал в монастыре в Австралии. Ему там очень понравилось. Пообещал монахам скоро вернуться к ним жить. Я спросил что больше всего ему там понравилось Он сказал там собака хорошая.
Прошло какое-то время, посещение монастыря  в наших разговорах давно не упоминалось. У нас по вечерам перед сном теперь  обсуждалась тема какие есть профессии на земле. Феде нравилось слушать мои коротенькие рассказы о лесорубах,  хлебопашцах, дворниках,  летчиках... Несколько вечеров Федя слушал с интересом, но однажды в конце моего очередного изложения о профессии строителя неожиданно сказал:
- Я вырасту, в монастырь уеду.
- А как же мама, папа, сестры, братья? Ты уже их не сможешь видеть каждый день!
- А я буду приезжать в отпуск.
- Но отпуск ведь раз в году? - не унимался я. - Не будешь скучать?
Буду, - просто с каким-то не детским философским спокойствием ответил Федя — Но мне хочется в монастырь.
Это было сказано в семь лет. Интересно изменятся ли его убеждения с возрастом. А пока я продолжаю Феде читать перед сном и записывать его ход мыслей.
 
 
 
 

Страница сгенерирована за   0,021  секунд