Псевдоним:

Пароль:

 
на главную страницу
 
 
 
 
 




No news is good news :)
 
 
Словари русского языка

www.gramota.ru
 
 
Наши друзья
 
грамота.ру
POSIX.ru -
За свободный POSIX'ивизм
 
Сайт КАТОГИ :)
 
литературный блог
 
 
 
 
 
 
сервис по мониторингу, проверке, анализу работоспособности и доступности сайта
 
 
 
 
 
Телепортация
к началу страницы
 
 

Эдуард Качан

 
 
 
Третий разговор о девятом псалме. Как  отличить плохое от хорошего?
 
 
 
  Прошлую статью о девятом псалме мы закончили тем, что Господь сделал всё возможное для Спасения каждого из нас. И только от нас зависит – воспользоваться открытой Ним для нас возможностью Спасения, или не воспользоваться.
Девятый псалом говорит и об этом. Любой, кто захочет ознакомиться с текстом данного псалма, увидит, что там очень много сказано о людях, которые прогневляют Бога. Преступления таких людей описаны красочно и подробно.
Вот только одно из таких мест:
«Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповинного, очи его на нищего призираете. Ловит в тайне, яко лев, во ограде своей, ловит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими» (Пс. 9:28-31).
Или в русском переводе Юнгерова:
«Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба. Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, привлекши его сетью своею. Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими».
Слова эти можно, конечно, отнести к врагу рода человеческого – дьяволу, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8), и для этого расставляет свои сети.
Но их можно отнести и просто к человеку, который считает возможным жить за счет другого, обирая другого.
Быть может, я не прав, но мне кажется, будет полезнее рассматривать их по отношению к человеку. Ведь мы не бесы, а люди. И нам важнее знать причины неправильной жизни людей, а не бесов.
Псалмопевец не только живописно рисует картину того, как неправедно живет нечестивый человек. Давид указывает на главное – причину такой жизни.
«Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет» (Пс. 9:34).
Или в переводе Юнгерова: «Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет».
Кстати, кто-то из тех, кому больше тридцати, еще помнит такое имя - Карл Маркс? Во времена моей юности он был очень уважаемым человеком! Некоторые его труды изучали в школе, высказывания заучивали наизусть, а потом помнили всю жизнь. Одно из таких высказываний - «Бытие определяет сознание». Или если точнее – «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Зачем я обо всем этом вспоминаю? Затем, чтобы обратить внимание читателя на то, что согласно Святому Писанию - всё совершенно наоборот!
Не бытие определяет сознание, а именно сознание определяет бытие! Сначала идет мысль, а потом действие. Если мысль правильная, то и действие будет правильным. Как ты мыслишь, как ты веришь, так ты и будешь жить! Не с плохих дел начинается наше падение! С плохих мыслей, которые предшествуют неудачному выбору, оно начинается!
Почему человек, упоминаемый в рассматриваемом отрывке девятого псалма, прогневал Бога? Потому, что перед своим поступком пустил в своё сердце неправильную, ложную мысль!
Потому, что решил – «Бог не накажет, не взыщет»!
Велика мысль человеческая – именно с нее начинаются и величайшие подвиги, и страшнейшие злодеяния. Именно поэтому  в христианской аскетической литературе есть совет по мере сил бороться с греховными помыслами! Тем, кто хочет прожить христианскую жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, пока они не укоренились в сознании, не пленили сердце, не ослабили волю и не привели к греховным поступкам.
Но как отличить плохое от хорошего? Ведь мы живем в современном мире, в мире, в котором принято всё ставить под вопрос. То, что считалось само собой разумеющимся еще лет сто-двести назад, сейчас подвергается сомнению.
Семья, обычная традиционная семья, в которой папа-мама и детишки – это хорошо? Или может должен быть «свободный союз свободных людей»? Захотели – сошлись, насытились друг-другом – разбежались? Образовали новые «свободные пары», а – дети? А что дети? Вырастут – поймут?
Или уважение к родителям, забота о них – это хорошо? Или наоборот - старики «тормозят прогресс» и место им в домах престарелых? Чтобы молодым наслаждаться прогрессом не мешали?
Как отличить хорошее от плохого?
На этот вопрос много веков назад ответил апостол Павел в письме к Тимофею. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).
Разумеется, апостол Павел имел в виду учение христианское. А зачем вникать в это учение? Для того, чтобы узнать, что считает хорошим и что считает плохим Тот, Кто дал нам христианство – то есть Творец вселенной, Сам Бог!
Иной раз люди задаются таким вопросом – а может ли существовать настоящий праведник без веры в Бога? Может ли человек в Бога не верить, но при этом жить чистой-чистой жизнью?
Как по мне – вряд ли, очень вряд ли!
Конечно, не сто´ит забывать слова апостола Павла: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).
То есть совесть дана каждому человеку, и она, как компас, могла бы указывать и верующему и не верующему, на то, какие поступки хороши, а какие нет.
Но – грехопадение изломало нас! Всё в нас сломано, смешано, не на своем месте… И совесть – тоже.
Человек столь легко увлекается собственными страстями, что голос совести в себе он заглушит всегда!
Ну, а поскольку человек умен, то он всегда найдет оправдание своим поступкам. Как сказано в девятом псалме: «Хвалим есть грешный в похотях души своея» (Пс. 9:24).
Мы – такие, да. Мы за всё на свете себя похвалить можем!
Именно поэтому нам, чтобы жить правильно, необходим некий эталон, с которым мы могли бы сравнивать свои поступки, мысли, чувства, желания.
И такой эталон у верующих есть.
То, что считает хорошим Бог – то и есть хорошо. Что Он считает плохим – это и есть плохо.
То есть поссорился человек с женой, решил развестись. По современным представлениям, развод – это вполне нормально! Но человек сначала решил сопоставить свое желание с мнением Господа. Открыл «Евангелие от Матфея», нашел главу 19 и в ней прочел, что Господь разводы не одобряет…
И – помирился с женой! То есть поступил правильно Бога ради!
А неверующий не угодит Богу уже просто потому, что не будет знать, как это сделать! Он не станет «вникать в учение» (1 Тим. 4:16), чтобы знать, какие именно поступки Бог считает хорошими.
И он не станет «вникать в себя» (1 Тим. 4:16), чтобы понять, какие именно мысли и желания в нем не от Бога, и что внутри себя нужно исправлять.
И на нем сбудутся слова апостола Павла - «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).
Без веры угодить Богу невозможно! Ровно так же, как невозможно на лодке без карты доплыть из Одессы в Калькутту. С картой (в которую нужно было бы постоянно вникать!) – можно попытаться. Без карты – никак!
Прав, прав святитель Николай Сербский:
«Путники в пути должны выполнять указания Проводника. Иначе собьются с пути и пропадут. Особенно должны повиноваться всем указаниям, до малейших, Проводника на тесном пути, ведущем к вечной жизни в Царстве Небесном… Ибо путь тесен и опасен, и по обе стороны от него полно соблазнов и сетей антихристовых».
Вот и тот нечестивый, о котором говориться в рассматриваемом стихе псалма (Пс. 9:34) – в чем была его ошибка? В том, что он не слушал слов, высказанных Духом Святым (по выражению Николая Сербского «не слушал Проводника на пути, ведущем в Царство Небесное»).
Этот бедный человек был одним из тех, кто сами всё знают, и не позволят другим себя поучать. Он  не попытался вникнуть в учение! Потому, что если бы вникал, то точно знал бы – взыщет Господь, обязательно взыщет! Об этом Писание много раз говорит, и в девятом псалме тоже!
«Ибо Он будет судить вселенную по правде… Он взыскивает за кровь» (Пс. 9: 9-13).
Не стоит обманываться: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).
И в рай будущего, который Иоанн Богослов назвал Небесным Градом Иерусалимом «не войдет ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27).
Мы должны не лениться, а вникать в учение. И через чтение, и через жизнь, путем познания заповедей через их исполнение. Тогда и непонятных мест, тайн (в том числе и Тайн Сына, о которых говориться в надписании девятого псалма) станет для нас меньше.
Конечно, всё, что в принципе познаваемо для человека, познают те, кто наследует Царство Небесное. И познают они это именно там, в Небесном Граде Иерусалиме, когда Бог будет всё во всем (1 Кор. 15:28).
Но начало этому познанию – здесь, в нашей временной жизни!
Обратим внимание еще на один важный стих девятого псалма.
Иной раз человеку, поверхностно знающему Библию, кажется, что в Ветхом Завете Бог только потомками Авраама и занимался. На самом деле это не так. Просто Библия – это книга о Христе, и поскольку Христос должен был по Человечеству Своему родиться среди потомков Авраама, то вполне естественно, что именно этим потомкам и уделено так много страниц Святого Писания.
Тем не менее, и языческие народы ходят под Богом! И их видит Господь, и для них Он хотел бы лучшего! Да что там говорить – есть целая книга Ветхого Завета, в которой Бог с помощью пророка вразумляет именно языческий народ и спасает (через покаяние) огромный город. Это – «Книга пророка Ионы», вразумляемый народ – ассирийцы, а город, который избежал разрушения вследствие того, что народ покаялся – столица Ассирии, Ниневия.
И автор девятого псалма, царь и пророк Давид не оставляет язычников своим вниманием.
«Да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть» (Пс. 9:20-21).
Или в русском переводе: «Да судятся народы перед Тобою. Поставь, Господи, законодателя над ними, да знают народы, что они люди».
Чего просит пророк у Бога для язычников? Он просит у Бога законодателя, он просит дать этим людям Закон, чтобы они имели правильно выстроенные отношения с Богом! Чтобы и эти народы могли знать, какие наши поступки в глазах Господа хороши, а какие – плохи. Потому, что если мы этого не знаем, мы – не люди, или же – не совсем люди, почти животные.
И – что? Бог услышал просьбу царя и пророка Давида? Да, конечно! Был, был дан законодатель народам!
Законодателем стал Тот, Кто дал всем людям, всем народам Новый Завет. Тот, Кто по виду стал как человек (Фил. 2:7), но в Ком обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9).
Тот, Кого мы знаем под именем Иисуса Христа.
Его нам и надлежит слушаться (Мф. 17:5).
В общем, разговоры о девятом псалме нужно заканчивать. Порадуемся тому, что мы живем в новозаветное время, и нам проще познать Господа, чем язычнику ветхозаветных времен, о милости к которым так просил Господа Давид (Пс. 9:20-21)!
Собственно, пример сотника Корнилия (Деян. Глава 10) доказывает, что и для древних язычников попытка найти Господа не бывала бесплодной. Но нам, нынешним людям – однозначно проще.
Кстати, нам проще, даже если сравнивать с ближайшими родственниками! Моя прабабушка Марфа Библии дома не имела. Были советские времена, и Святое Писание достать было очень трудно. Но человек – существо изобретательное. Прабабушка Марфа покупала атеистические, антибиблейские книги. Зачем? А там среди гор атеистического хлама попадались цитаты из книг Ветхого и Нового Завета! Библейская критика не могла поколебать ее веру, а драгоценные цитаты из Святого Писания она выписывала и таким образом изучала!
Так намывают драгоценные крупицы золота, отсеивая горы песка и прочего мусора.
Нам, нынешним, конечно легче. Всё доступно – открыты Храмы, открыты православные книжные магазины. А уж в интернете – вообще красота. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий,  Августин Блаженный, Максим Исповедник, авва Дорофей, Ефрем Сирин, Исаак Сирин – читайте, читайте!
Возрадуемся свободе вероисповедания, которую дает нам нынешнее время! И будем помнить о том, что эта свобода – драгоценность. Не исключено, что и мы, нынешние, доживем до новой волны страшных гонений.
И тогда Писание будет сложно изучать открыто. Но пока – можно! А значит, нам просто стыдно не откликнуться на призыв пророка Осии – познаем, будем стремиться познать Господа! (Ос. 6:3).


Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 9.
Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
Николай Сербский. Стеклянные глаза Индии.
 
 
 
 

Страница сгенерирована за   0,016  секунд