Псевдоним:

Пароль:

 
на главную страницу
 
 
 
 
 




No news is good news :)
 
 
Словари русского языка

www.gramota.ru
 
 
Наши друзья
 
грамота.ру
POSIX.ru -
За свободный POSIX'ивизм
 
Сайт КАТОГИ :)
 
литературный блог
 
 
 
 
 
 
сервис по мониторингу, проверке, анализу работоспособности и доступности сайта
 
 
 
 
 
Телепортация
к началу страницы
 
 

Лыжник

 
 
 
Дождь и черемуха
 
 
 
  “...интересно родиться снова,
в серебристом лотосе,
в ожидании чуда...”
Э. Шклярский


Идет дождь. Лужи на щербатом асфальте, плавают в них опавшие с тополей сережки, похожие на мохнатых красно-зеленых гусениц. Клейкие листочки, черемуха, и мы шлепаем по воде – перебежками, взгромоздив на головы портфели, бегом под навес ближайшего подъезда. Уроки закончились, домой неохота.
Голоса:
- Санек, а давай мы тебя усыпим?
- Это как?
- Да не бойся, сразу разбудим! Пошли!
Подъездная полутьма, шарахается от нас вдоль стены белая кошка.
- Вот, смотри – сначала приседаешь, двадцать пять раз. Дышишь, только глубоко! Давай, давай, че сачкуешь? Теперь становись к стенке! Спиной! Не дыши! Теперь я нажимаю тебе...
- У-у... сачок! Плохо приседал!
- А давай тебя попробуем?
- Н-н-у, давай - я приседаю глубоко, дышу старательно, во всю грудь – и голова начинает кружиться, и окружающая действительность неуловимо отдаляется от меня.
- Становись! - я у стены, и на вздохе Лешка сильно давит мне на солнечное сплетение...

Темнота.  Покой. Обволакивающий и сладкий. Но кто-то хлещет меня по щекам -  Не-хо-чу!
С трудом разлепляю глаза. Светло. Надо мной давно не беленый потолок, потерявшая часть своих хрустальных подвесок люстра. Я дома.
Воспоминание? Или все же реальность?
Нам тогда было лет по тринадцать, класс, кажется шестой, или седьмой... а с Лешкой мы потом раздружились... Кораблики в лужах, журнал “Юный техник”... так странно вновь пережить свое прошлое.
Глаза закрыть, лежу на спине. Все тело расслаблено, конечности не пересекаются. Только не надо думать об этом, и вообще ни о чем. Взгляд в точку на лбу – чуть вверх, и прямо между глаз – возникает ощущение, что смотришь вглубь, внутрь себя. Мыслей нет. Начинается погружение... Медленно, расслабленно, спокойно...  реальность проскальзывает и исчезает...

...Яркий солнечный свет, лучи сквозь стеклянные сегменты крыши и высокие окна. Заводской цех, запах канифоли, голос диктора из включенного радио. Нетерпение и тревога. Мне нужно идти. Туда, где происходит самое важное. Я должен быть там, чтобы видеть.
 Креазотовое марево нагретых на солнце шпал, душный вагон электрички. Центр города - люди, машины, все как обычно. Как это может быть? Несоответствие... Где, когда, да и было ли - толпа на площади, перевернутые троллейбусы, и трясущиеся руки старого человека, выхваченные крупным планом. Нет, это не здесь, - здесь на горячий асфальт срываются с неба первые капли, и вот уже дождь лупит что есть силы по ярко-зеленой листве, и цветет черемуха, и я шлепаю  в промокших сандалиях, держа над головой портфель...

В комнате темнота. Ночь. На полу белесое пятно лунного света. Металлическая грядушка кровати. Мне снова тринадцать лет. Нарастающее ощущение чьего-то присутствия. Колотится сердце – спокойно, спокойно... и вдруг я вижу его – светящаяся красная точка кровавой каплей висит в метре над полом. Я чувствую притяжение, и невозможность уклониться от силы, влекущей туда, в самый центр исходящего светом зрачка. Ничего нельзя сделать... Но нет, оно пришло не за мной – чужое внимание ослабевает, я слышу дыхание спящего. Сияние все сильней, течет ленивыми волнами...  Невыносимая пронзительная тоска – этого нельзя допустить, надо остановить, прервать скольжение навстречу жуткому запредельному свету, - растет напряжение, и слои темноты нехотя прогибаются, я продираюсь наверх, выплываю из глубины, и морок натужно рвется. Красная точка соскальзывает вправо - вниз, сквозь редеющую тьму проступают смутные квадратные контуры. Стол. Телевизор. Горит в углу рубиновый огонек режима stand-by. Тихо щелкают на тумбочке кварцевые часы. Я на поверхности.

Теперь надо отдышаться, успокоиться и вновь заскользить, чтобы привиделся дождь, и бетонные плиты школьного двора, и запах сирени, и темный подъезд....  Проворот... скольжение... Сумрак,  перестук колес, бегущая вслед вагону луна, висящая в темно-синем несветлеющем небе. Черные елки на белом снегу, странное ощущение бесконечного утра, никак не могущего обернуться днем, и превращающееся в долгие сумерки. Желтое здание станции, крики ворон. Девятнадцать роз, и дверь на шестом этаже. Звонок. Глаза, закрытые изнутри, бессмысленные слова. В груди острый ком обрывающейся надежды, и пустота наступившей свободы. Любовь - всего лишь цветок в ожидании ветра...
Нет! Назад... вернуться снова... исправить... Мне нужен дождь, черемуха, и сережки в пузырящихся лужах...

Опять темно. Двор, освещенные ртутным светом крыши машин, будка охранника. Нам наискосок, налево, в черный проем между углами пятиэтажек. Кто-то идет рядом со мной. Это друг. Я его знаю. Мы разговариваем. Дует ветер. Промозгло и сыро, руки в карманах. Где-то там, за домами, конечная остановка маршрутки. Краем внимания, боковым зрением – из проема четверо нам навстречу. Мало ли кто здесь ходит... Удар! Еще и еще! Мне не больно, просто я снова скольжу, теряя связи с действительностью. На мгновенье голос как вспышка: «Дза дзэн! Моку со!», - дощатый пол, слабый запах пота и пыли – когда-то и где-то. Перед глазами, близко, щербатый асфальт, растекается по нему красная лужа. Красная лужа – алые нити, светящиеся тоненькие прожилки, сплетенные в непонятный узор, пронизывающий пространство, и пурпурная точка соединения, мелко дрожащая от натяга. Реальности больше нет.

Покой, темнота. Как хорошо быть здесь, словно завернутым в ватное одеяло. Но кто-то трясет за плечо, и доносится извне моего укрытия встревоженный голос. Неужели утро, и снова нужно вставать...
- Ты че?! Ты че? Просыпайся! - хлещущие ладони слева и справа. Мутные контуры обретают черты Лешкиного лица:
- Ну, блин, ты даешь! - выдох его уходящего страха.
Я сижу на цементном полу подъезда, крашеная стена холодит спину. Пахнет кошками.
На улице дождь и черемуха. И ничего еще не случилось.

23/01/07
 
 
 
 
Отзывы на это произведение:
Михаил Акимов
 
03-02-2007
12:19
 
Хорошо пишете. Солидно, образно. К Вашей манере изложения очень подходит прилагательное «уверенная». Ощущается мастеровитость весьма высокого уровня. В общем, талант, как говорится, не пропьёшь.
Не убеждён, что верно понял идею рассказа… Кстати, вначале об этом. Жанровую принадлежность своего произведения Вы обозначили как рассказ. Не согласен: рассказ – это жанр эпический, а повествования,  как такового, у Вас здесь нет. Скорее, это этюд, хотя в таком определении какая-то натяжка тоже есть.
Теперь снова к идее. Название и эпиграф не всегда здесь помогают. Попробую порассуждать. Что это: ностальгия по детству, ощущение чего-то недосказанного, недоделанного и, как следствие, непреодолимое желание вернуться Туда? А дождь и черёмуха что-то вроде стартера машины времени: при их появлении она включается и переносит? Но если так, то почему ни того, ни другого нет в абзаце, начинающемся словами «В комнате темнота»? За счёт чего осуществился перенос здесь?
Возможно, что рассуждаю совсем не в том направлении, в котором шли Вы. Но, по крайней мере, Ваше произведение помогает услышать, увидеть и вспомнить. А также задуматься. Удачи!
Лыжник
 
04-02-2007
08:37
 
Что Вы, Михаил, ну какая у меня "мастеровитость" - что-то толковое получается редко, а то, что получается, как правило имеет глубокие корни в личных переживаниях. И этот рассказик не исключение. Собственно, он сам по себе - набор фрагментов воспоминаний, естественно, сдобренных толикой фантазии, и объединенных одной даже не мыслью, - "намерением". Согласен с Вами насчет неопределенности жанра - не пойми что, и не рассказ, и не зарисовка... :-)
Вы правы насчет "стартера", но на самом деле, тут две "точки входа" - дождь и черемуха из прошлого, и "медитация" героя из будущего. Герой как-бы попадает в последовательность колебаний, где обычное восприятие чередуется с измененным, знаете, как "блинчики" при кидании в воду камня - соприкосновение с поверхностью каждый раз в новом месте.
В абзаце, где "в комнате темнота" нет черемухи - ею заканчивается предыдущий абзац.
Эпиграф... расчет на создание настроения: "родиться снова" - пройти по тому, что уже было, вновь пережить, и может, изменить, а может, и нет.
Спасибо большое за отзыв! Не ожидал, что этот текст настолько затронет чье-то внимание.
 
Вutеrbrоd
 
04-02-2007
00:22
 
Текст не прост для понимания. Текст для мозгов, наверное, у кого они есть. Вернее, мне показалось, что мысль здесь искать и не надо. Как ту черную кошку в темной комнате. Как "Черный квадрат" Малевича, как новое платье короля...
"Глаза, закрытые изнутри, бессмысленные слова. В груди острый ком обрывающейся надежды, и пустота наступившей свободы. Любовь - всего лишь цветок в ожидании ветра..." И застыл удивленно.
Всех Вам благ.
Лыжник
 
04-02-2007
08:45
 
Да, все верно, как таковой "мысли" в категориях логики здесь нет. Есть нечто более общее: то, откуда потом появляются мысли. :-)
Рад, что это удалось передать, и что кто-то почувствовал.
Большое спасибо за отзыв!
 
Михаил Просперо
 
04-02-2007
17:09
 
ОУМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ !

идушие туда приветствуют вернушегося
Лыжник
 
05-02-2007
08:13
 
"...как спокойно бьется сердце людей родом ниоткуда"
:-)
 
Михаил Просперо
 
07-02-2007
19:31
 
за первым спокойствием придёт второе
 
Маliсе Сrаsh
 
08-02-2007
22:05
 
Попадает...
 
Автор удалил свой аккаунт
25-02-2007
22:32
 
+1
Лыжник
 
26-02-2007
18:09
 
Спасибо!
 
Даша Вайн
 
09-10-2007
17:10
 
очень сочный, образный язык. Читая Ваш рассказ, но только видишь образы, но чувствуешь даже запахи - запах дождя, черемухи, мокрого асфальта. Это здорово. Пожалуй, это тот случай, когда именно язык, а не сюжет, делает произведение произведением.
Лыжник
 
20-10-2007
07:06
 
Большое спасибо на добром слове!
 
intrаsрекt
 
23-04-2010
11:33
 
Интересные размышления. Явственно передал мою точку зрения Акимов. Мысли. Размыщления. Зарисовка.
Вроде эскиза, из которого позже появится миниатюра или рассказ.
То, что нет конкретики - не беда. Философические размышления этого и не требуют.
Всего хорошего
 
 

Страница сгенерирована за   0,181  секунд