Псевдоним:

Пароль:

 
на главную страницу
 
 
 
 
 




No news is good news :)
 
 
Словари русского языка

www.gramota.ru
 
 
Наши друзья
 
грамота.ру
POSIX.ru -
За свободный POSIX'ивизм
 
Сайт КАТОГИ :)
 
литературный блог
 
 
 
 
 
 
сервис по мониторингу, проверке, анализу работоспособности и доступности сайта
 
 
 
 
 
Телепортация
к началу страницы
 
 

Михаил Акимов

 
 
 
Поэзия, ты ещё жива?
 
 
 
  Написав это, я прислушался. Никто не откликнулся - значит, вопрос не праздный.
Для начала попытаюсь определиться с термином "поэзия". До сего момента я уверенно им пользовался, полагая, что интуитивно понимаю его значение в полной мере. Однако, обращение к справочнику меня ошеломило. Оказывается, "поэзия" в переводе с греческого означает "творчество". Вот это да! Получается, что под это понятие подходит и вышивание крестиком, и изготовление табуреток. Так вот почему никто не отозвался на вопрос, вынесенный мною в заголовок: я неточно указал адресата!
Г-н Розенталь в своём "Словаре литературоведческих терминов" тоже не внёс ясности в этот вопрос: "Поэзия - произведения различных жанров в стихах, в отличие от произведений в прозе". Ну, прямо как у небезызвестного г-на Журдена: "Всё, что не стихи, то проза; что не проза - то стихи". Не согласен я и с фрагментом "…произведения различных жанров в стихах..": ведь таким образом сюда попадают роман (например, "Евгений Онегин"), баллада и басня. Заодно с Розенталем выступает и г-н Ожегов: "Поэзия: 1. Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное. 2. Стихи, произведения, написанные стихами". Г-жа Ахманова (очевидно, ввиду сложности вопроса) вообще проигнорировала этот термин, перепрыгнув в своём "Словаре лингвистических терминов" с "поток речевой" на "поэтизм".
Вдохновлённый такой явной растерянностью именитых лингвистов перед безобидным с виду термином, я, уже совершенно не краснея, предлагаю своё собственное определение: "Поэзия - общее название художественных произведений лирического жанра, написанных в каком-либо ритмическом рисунке, преимущественно, с использованием рифмующихся строк". По-моему, это очень важно: лирического жанра, поскольку поэзия - это, прежде всего, чувства, ощущения и впечатления.
Определившись с терминологией, можно двигаться дальше, к вопросу, подвигнувшему меня на написание данной статьи: какова роль поэзии в современном мире?
Вообще, кто они, современные поэты? Отчаянные ли смельчаки, оседлавшие строптивую кобылицу Поэзию и пускающие её, по своему желанию, то галопом, то иноходью? Трудолюбивые ли старатели, добросовестно разрабатывающие жилу в твёрдой уверенности, что вот-вот она станет золотоносной? (Не в том смысле, что обогатит их, а в том, что откроет взгляду невиданные сокровища). Вдумчивые ли мудрецы-философы, щедро открывающие нам, простым смертным, тайны бытия в надежде на то, что и мы с их помощью станем хоть чуточку мудрее? А может, всё вообще не так, и они - конъюнктурщики, впрягшие свою Поэзию в телегу? И едут, развалясь и щёлкая кнутом, а она их покорно везёт?
Не имея возможности провести сколько-нибудь серьёзное социологическое исследование, я ограничился рядом вопросов в ближайших библиотеке и книжном магазине, а также припомнил программы телевидения. Этого с лихвой хватило для весьма не весёлого вывода: если художественная литература вообще переживает очень сложный период, то поэзия - тем более. Грустно, но наиболее читаемыми жанрами ныне являются боевики и детективы - поприще явно не поэтическое. Из телевизионных каналов лишь "Культура" время от времени обращается к серьёзной современной поэзии, да и то больше в обсуждении и упоминании, нежели в чтении. Практически исчезли стихи из художественных фильмов, хотя именно они способны усилить впечатление от видеоряда. В этой связи я вспоминаю древний уже фильм "Порожний рейс". Где-то на севере посреди бескрайней снежной пустыни в машине с заглохшим двигателем замерзают водитель и журналист (артисты Г. Юматов и А. Демьяненко). Их уже клонит в сон, и водитель, понимая, что уснуть - значит умереть, просит журналиста говорить о чём угодно. И журналист читает стихотворение Лермонтова:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня - но спал я мёртвым сном.

(Разрядка везде моя).

Вот это впечатление от контраста видеоряда и речевого сопровождения помогало лучше понять состояние героя, грезившего о жаре среди снежной пустыни.
В "Покровских воротах" главный герой фильма Костик (артист О. Меньшиков) очень красиво ухаживает за своей возлюбленной. Он дарит ей цветы, читает на свиданиях стихи Лермонтова и Пушкина, и зритель хорошо понимает состояние Риты: ну, как же не влюбиться в такого парня!
Я сознательно начал не с основной функции поэзии, а со вспомогательной: сопроводительной. Ибо если она (поэзия), даже будучи на втором плане, оказывает такое серьёзное воздействие, то какова же её основная сила?
Честно говоря, я с большим трудом могу представить себе человека, который бы ни разу в жизни не писал стихов. И пусть даже они были очень слабыми и безыскусными, что-нибудь вроде:
Раз ты, Сергеева, в кино-то не со мной пошла,
То я и сразу понял, что любовь свою ещё ты не нашла! -
я всё равно уважаю таких людей. Судите сами: ведь можно было просто сказать Сергеевой, что она дура, но человек не стал делать этого, а обратился к великой силе Искусства. Я думаю, что таким образом он одержал моральную победу над своим более удачливым (в этот раз) соперником: ведь он сделал и себя, и его с Сергеевой героями своего произведения, в котором те - лишь жалкие статисты, а он снисходительно разъясняет им истинное положение вещей. Как дальше сложатся его взаимоотношения с поэзией? Наверняка, он прочитает своё произведение друзьям и скоро прослывёт Поэтом: на торжествах все будут ждать от него стихотворных строчек, посвящённых каким-либо событиям или людям. Возможно, этими функциями всё и ограничится в его дальнейшей жизни. А может быть он, желая совершенствовать своё творчество, будет изучать основы теории стихосложения и читать стихи поэтов хороших и разных. Ну, этого-то, наконец, достаточно, чтобы стать настоящим Поэтом? Ан нет.
Ничуть не претендуя на роль Истины в конечной инстанции, я всё же попробую описать, кто такой поэт:
* Поэт - это человек, который умеет не только видеть, но и замечать.
* Он умеет всё, замеченное им, выразить в нужной словесной форме. В качестве иллюстрации этого положения хочу привести слова одной из песен М. Леонидова, которые считаю поистине гениальными: "Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я". Ну, ведь в самом деле всё так и происходит! Я думаю, все мы так делаем, а заметил и сказал только он.
Это по поводу «заметил», а теперь о «сказал». Если слова «оглянуться» и «посмотреть», которыми взялся играть Леонидов, обозначить цифрами 1 и 2 соответственно, то получится следующая цепочка: 1-2-1-2-1. В геометрическом выражении это образует очень совершенную фигуру – равносторонний треугольник, где вершина всегда 1 (а ведь слово «оглянулся» здесь и есть главное), а последняя сторона возвращается в начальную точку: т.е., всё замыкается на «мне». По-моему, это очень яркий пример единства формы и содержания.
* Поэт всегда точно знает, что именно хочет сказать, потому что это - его собственное открытие, и знает об этом он один. А мы или не заметили, или не додумались.
* Поэт умеет обобщать и анализировать явления или события, а выводы выразить в краткой форме, ибо сама специфика стиха предполагает именно краткость.
* Поэт необычайно музыкален, поэтому некоторые из них, не владея даже основами стихосложения, очень точно соблюдают ритмику стиха, делая это интуитивно и на чистом вдохновении.

Соответственно, и поэзия во многих аспектах одерживает верх над прозой, ибо она:
1.Обладает более высокой экспрессивностью, поэтому способна гораздо быстрее ввести читателя в атмосферу произведения и сильнее на него воздействовать;
2.Зарифмованная мысль зачастую носит характер резюме, поэтому воспринимается как неоспоримый довод в пользу какого-либо тезиса. Сравните:
а). Есть такое понятие «антонов огонь», но нигде не сказано, что лишь Антон может им владеть.
б). «Антонов» есть огонь, но нет того закону,
Чтоб он принадлежал единственно Антону.
(Миша Порядин, благодарю за подсказанный пример).
Согласитесь, пример «б» способен поразить наповал любого оппонента, в то время, как «а» свободно может быть оспорен.
3.В поэтическом произведении главным является настроение – фактор весьма абстрактный, многогранный и разноплановый, поэтому у него (произведения) гораздо больше шансов зазвучать в унисон с душой читателя.
4.Наконец, поэтическое произведение гораздо меньше по объёму, что тоже немаловажно в наш век!

Из всего сказанного выше должно следовать, что именно поэзия является в наши дни наиболее издаваемым жанром. Но ведь это совсем не так! Так где же оно, то самое слабое звено, которое превратило стройное с виду уравнение в уравнение-парадокс, в котором 1+1=0?
Схитрил я. Я его – это слабое звено ещё и не вводил и делаю это только сейчас. Вот оно: Издатель, его цели и задачи, вкусы и пристрастия, образованность и интеллект. И вроде бы не рифмовал я в этом абзаце ничего, а прёт от него такой силищей, что куда уж Поэзии! Никакой «характер резюме» супротив Издателя не устоит. Решил Он, что не хочет рисковать своими деньгами и поэтому издавать только опробованные на читательской массе жанры – значит, так тому и быть! А то, что не следовало бы идти на поводу у массы, сплавляя ей в неимоверных количествах по её же запросу убийства и порнографию, а воспитывать и прививать вкус к настоящей литературе, чтобы она перестала быть массой, а стала Читателем – так на это были Сытин и Новиков, а «… нынешние как-то проскочили…».
Впрочем, если господа Поэты думают, что только они в таком загоне – уверяю, это совсем не так! За примером далеко ходить не надо. Уж как на одном из форумов нашего портала Саша Трофимов и Настя Галицкая убеждали г. Сотника обратить внимание на рассказы – ни в какую! Подавай ему романы, а о рассказах он и слышать не хочет. Аргумент: «Мы – новое издательство, поэтому рисковать не хотим»! Т. е., поедем мы по той же самой колее, где едут и другие издательства, авось, и нам кое-что перепадёт – что они не подберут! Так что же остаётся нам: ждать, когда эти самые издательства обеспечат себе капитал, достаточный для того, чтобы «рискнуть»? Но уж тогда-то, наконец, всё станет на свои места, и вместо чтива к народу пойдёт Литература? Ох, боюсь, что не так: уж если сейчас не хотят, то не захотят и потом. Что-то склоняет меня в пользу этого пессимистичного вывода.








 
 
 
 
Отзывы на это произведение:
Автор удалил свой аккаунт
14-05-2007
21:49
 
Вы считаете, что литературные ополоски, коими сочится сетевое Пространство, способны вообще кого-либо заинтересовать?

В конце концов, появится Автор - появится и тот, кто его издаст...
Редактировалось 1 раз(а), редакция 19-05-2007 14:02 ()
 
Татьяна Ст
 
13-02-2010
15:58
 
Мы очень все разуверились в идеалах, наблюдая перекройку жизни - потому не найти увлечённых делом, любящих доброе и смелых, чтобы рисковать - Сытиных  Новиковых. Не берусь обещать, что всё изменится к лучшему.Благородные люди обычно съедаются корыстными. Издатель - это предприниматель. Не поэт. Не надо ждать от него этого. Поэзия - тем не менее - живёт и жива - по каким-то своим законам, и образуется что-нибудь такое - перелившись в конце концов через края некой чаши - что соединит поэтов и читателей, и вылущит стихи хорошие из прочих, и даже поддержит поэтов - голодающих и не совсем... вероятно, нуждаясь в них....
Михаил! Здорово и интересно пишешь - вслух читала! Своим. Цитировала тебя, умного. Такая статья! Вообще - ты очень смелый и очень энергичный!
Михаил Акимов
 
13-02-2010
18:42
 
Ну, Тань, спасибо! Захвалила ты меня. Но рад, конечно, что понравилась тебе статья.
Что же до сути, то интересный вариант по поводу издателя. Теперь я тебя процитирую: "Издатель - это предприниматель. Не поэт. Не надо ждать от него этого". А почему, Таня? Ведь он, прежде всего, человек, значит, у него есть свои увлечения, любимые занятия, предпочтения, наконец, благодаря которым он и выбрал именно этот бизнес. То есть, по крайней мере что-то читал и любил это дело. Любой предприниматель берётся предпринимать то, что ему хотя бы по внешнему виду знакомо, т.е., он точно знает, что это книга, а не рожок для обуви. Так что, думаю, и издаёт он, исходя из своих интересов и предпочтений. Значит, будем ждать, когда появятся нужные деньги у какого-то тонкого и умного читателя. Например, он их на улице найдёт: бывает ведь, некоторые теряют.
 
Татьяна Ст
 
13-02-2010
20:24
 
Ну, хорошо... я признаю, что плохо понимаю в бизнесе. Может, и в поэзии. И уж тем более - в их сочетании. Допускаю, что на свете возможны вещи самые невероятные. Вообще - сочетание в человеке чёрного скептицизма и розового романтизма - как ни парадоксально - бывает. И нередко. Тем более - возможно такое соединение (сразу что-то из химии вспомнилось...), как поэт и предприниматель. Ну - допустим. Появится. И деньги найдёт. Я б лично ему подкинула, если б у меня были. Может быть, когда-нибудь такой феномен случится. Даже если Издатель прогорит, он совершит незабываемый поступок и прогремит в веках. Кстати... у меня всплыло в памяти... что-то из детских воспоминаний... щас точно не помню... кажется, Микел (боюсь ошибиться) грузинский издатель, впервые напечатавший Шота Руставели, "Витязь в тигровой шкуре". Это его, несомненно, прославило, и о нём писали стихи, но сам он умер с голоду.
 
Михаил Акимов
 
13-02-2010
20:31
 
Да, такие вещи, хоть и редко, но случаются. И довольно часто.
 
Татьяна Ст
 
13-02-2010
22:24
 
Ну, я ж говорю! Абсурд на абсурде!)))
 
lехеу
 
05-04-2010
21:24
 
Где-то на севере посреди бескрайней снежной пустыни в машине с заглохшим двигателем замерзают водитель и журналист (артисты Г. Юматов и А. Демьяненко). Их уже клонит в сон, и водитель, понимая, что уснуть - значит умереть, просит журналиста говорить о чём угодно. И журналист читает стихотворение Лермонтова:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня - но спал я мёртвым сном.

(Разрядка везде моя).

Вот это впечатление от контраста видеоряда и речевого сопровождения помогало лучше понять состояние героя, грезившего о жаре среди снежной пустыни.



Согласен полностью и единогласно,жалко что этот факт не берут в пример для съёмки современных фильмов на серьёзные (исторические) темы.
 
 

Страница сгенерирована за   0,024  секунд