Псевдоним:

Пароль:

 
на главную страницу
 
 
 
 
 




No news is good news :)
 
 
Словари русского языка

www.gramota.ru
 
 
Наши друзья
 
грамота.ру
POSIX.ru -
За свободный POSIX'ивизм
 
Сайт КАТОГИ :)
 
литературный блог
 
 
 
 
 
 
сервис по мониторингу, проверке, анализу работоспособности и доступности сайта
 
 
 
 
 
Телепортация
к началу страницы
 
 

Димон Дарк

 
 
 
Магия стихов или медовое послевкусие поэзии
 
 
 
  В кругах литераторов: если кто-то говорит, что у поэта была хорошая школа, значит до института тот так и не дотянул…
Народная мудрость
Наверное, не нужно быть матерым литературоведом для того, чтобы констатировать факт – поэзия во всем мире сейчас переживает далеко не лучшие времена. Доказательство этого просты – скажите, когда вы всерьез задумывались о том, чтобы пойти в книжный магазин и купить томик стихов. А если – не дай бог – у вас такое желание все-таки появилось, голову на отсечение даю – вы выбирали известных классиков, скорее всего тех. которых дети проходят в школе. Пушкина там, Ахматову или Цветаеву, Мандельштама или Евтушенко. В принципе здесь я почему-то вспоминаю замечательную фразу, которую когда-то давно сказал выдающийся американский писатель Сэм Клеменс, нашему читателю известный как Марк Твен, – помните, он еще Тома Сойера написал? Итак, этот весьма уважаемый человек однажды заметил, что классической книгой называют ту, которую все знают, покупают, но никто не читает. То есть покупка подобных книг – дело престижа. Отсюда интерес к классике поэзии и практическое отсутствие желания читать молодых да юных. А вопрос о том, чтобы медитировать где-нибудь на террасе или, на худой конец, на балконе с томиком стихов в руках даже не ставится. Современные «знатоки поэзии» чаще всего соревнуются в том, кто больше фамилий назовет. При этом их познания творчества того или иного поэта редко переступают черту объема, необходимого для нормальной сдачи школьного экзамена по литературе.
Но как бы то ни было, если прозаики, пусть и не все, могут себе позволить скромно существовать за счет издания своих произведений, то с поэзией все как раз наоборот – чаще всего поэт сам вынужден выкладывать сумму денег, а учитывая современные расценки печати и оформления авторских прав, количество выложенных из кармана ассигнаций измеряется в килобаксах.
В общем, поэзия дело неприбыльное, непопулярное, сдвинутое в сторону того, что называют андерграундом. Всего полсотни лет назад на своих концертах поэты собирали залы, но сейчас все изменилось. Афиша о поэтическом выступлении вряд ли привлечет внимание среднестатистического горожанина. И поверьте мне на слово, людей, которые будут способны нормально воспринимать язык стихов, среди тех, кто обратит внимание, окажется меньше половины. Вместе с тем, поэзия все еще продолжает существовать, утопая в гуще графомании и юношеского буйства эмоций, то там, то здесь возникают все новые и новые звездочки поэтического небосклона. Почему все сложилось именно так, мы попытаемся рассмотреть ниже.

Вначале было слово
История поэзии начиналась не с Пушкина, не с Вергилия и даже не с греческого слепца Гомера. В принципе, стихи существовали всегда – возникнув на заре человеческой цивилизации, поэзия шла рука об руку с человечеством.
Изначально стихи таили в себе сакральные формулы обращения к тем или иным богам, силам, стихиям, то есть, имели ярко выраженную магическую природу. Практически все священные тексты, которые существуют на сегодняшний день, написаны стихами – Библия, Коран, Веды и Авеста – я уже молчу о менее известных священных текстах. Как известно, в любой религиозной доктрине существуют два основных информационных пласта, хотя – это грубо говоря, на самом же деле таких пластов намного больше. Первый пласт, говоря языком терминов, экзотерический, открытый, расчитаный на массового потребителя. Второй информационный пласт намного толще – он заключает в себе скрытый, эзотерический, смысл. Широкие возможности использования языка иносказаний, метафор и аллегорий позволяли впихнуть в рамки короткого текста колоссальные объемы полезной информации. В ход шло все – воображение, ассоциативное мышление, язык созвучий.
В результате коротенькое четверостишие при грамотном рассмотрении могло таить в себе истинную бездну знания. Небезизвестнтый алчевцам народный целитель из востока в одной из своих книг писал об Омаре Хайаме, заметив, что при расшифровке одного четверостишия знаменитого поэта получается больше сотни страниц (!) печатного текста. Лично я на практике истинность этого заявления не проверял, но все сказанное довольно-таки похоже на правду.
В эпоху каменных и бронзовых топоров, стихи представляли собой рифмованные ритмические заклинания, которые шаманы и колдуны пели во время камланий. Именно тогда формировалась одно из основных отличий поэзии от прозы – стихи ориентируются не столько на сознание, сколько на подсознание. Эта гипотеза подтверждается и выкладками некоторых исследователей психологии искусства. Ритмичность и образность текстов позволяли людям во время прочтения и обдумывания текстов обращаться не сколько к своему уму, сколько к своей душе. Весь огромный пласт информации, заключенный в этих строчках, как правило воспринимался читателем или слушателем стихов на уровне интуиции и чувств, эти знания как бы становились частью человека.
Священная и магическая функция стихов сохранилась и по сей день. Иначе – как объяснить тот факт, что молодые люди снова и снова пишут стихи, которые впоследствии читают своим возлюбленным? Ведь, если подумать, все эти чтения стихов под луной и распевание серенад под окнами на радость девушкам и к глубокому огорчению соседей, которые собирались в это время выспаться, есть ничто иное, как мистический акт по завоеванию сердца. И, смею вас уверить, периодически эта фишка срабатывает, сам такое видел. Это притом, что стихи, как и песни были, честно говоря, никудышными.
Сам процесс поэтического творчества «сдвинут» в сторону интуитивного и бессознательного гораздо сильнее, чем, скажем, создание прозаических произведений. Поэты частенько говорят по этому поводу следующее – в стихах они с помощью слов и поэтических образов выражают собственные чувства и ощущуения, при этом слова как бы сами приходят, главное их правильно вычленить и поставить на законное место. Фактически хорошее стихотворение заставляет читателя почувствовать то же, что чувствовал поэт, заставить сердца автора и аудитории забиться в унисон, заставить всех пережить то сладостное мгновение, которое переживал автор.

Проблематика поэзии в средней полосе
Современная поэзия – прямой потомок древней заклинательной магии, как мы уже говорили выше, переживает далеко не лучшие времена. При чем проблема совсем не в том, что никто стихов не пишет, это неправда, пишут, да еще как! Проблема заключена даже не в отсутствии предложения, а в отсутствии спроса. Хотя, лично я знаю таких людей, которые в свободное от работы время вполне могут почитать стихи, при чем стихи чужие, не своего собственного сочинения. А с точки зрения современной культуры, это уже патология.
Скажем так, существует странный культурный феномен, связанный со стихоплетами и музыкантами. Музыкантами чаще всего становятся меломаны, которым уже не хочется просто слушать музыку, они хотят ее исполнять – и чаще всего из этого получаются вокально-инструментальные ансамбли, старательно копирующие стиль, манеру исполнения и даже репертуар известных и маститых групп.  С поэтами все намного сложнее – практика показала, что в большинстве своем начинающие поэты чужих стихов не читают. Мало того, чаще всего они этим гордятся – и те стандартные клише и штампы, из которых состоят их произведения, они считают чуть ли нее гениальным божественным откровением. Возраст доморощенных «гениев поэзии» в данном случае может колебаться от семнадцати до семидесяти, и если для молодого такое отношение к стихам еще простительно – у него еще вся жизнь впереди, то пожилым людям, наверное, должно быть стыдно.
Но я не об этом. В конце концов, по мнению весьма авторитетных господ поэзия существует как бы сама по себе, и человеческий фактор играет не такую уж и большую роль. Греческий философ Платон считал стихи проводниками чистых идей и настаивал на том, что все стихи существуют в неком идеальном мире. А то, что мы видим на страницах поэтических сборников – всего лишь неясные отражения идеальной гармонии.
В принципе, когда современный человек сталкивается с поэзией, происходит странный казус. С одной стороны, любовь к поэзии есть в душе каждого – там, в глубине родовой памяти, на генетическом уровне. С другой стороны – воспринимать стихи «наш человек» разучился совсем. И все-таки прикладная поэзия живет – в названиях магазинов и фирм, в рекламных слоганах и – иногда – в эстрадной музыке. Здесь мы снова видим работу бессознательного. С одной стороны поэтическое, образное название магазина покажется красивым любому, главное не переборщить с «высоким стилем». С другом чисто подсознательное желание любого умного человека воспользоваться рудиментами древней магии, которая давным-давно въелась в поры кожи нашей цивилизации.

Ориентирование на местности
Почему-то считается, что поэтов в Алчевске много, однако это не так. Конечно, спорить не буду, стихи в городе пишет достаточно большое количество людей. Как вы знаете, у нас существует несколько литобъединений, в котором местные поэты занимаются совершенствованием поэтического таланта. Однако, действительно хороших поэтов можно пересчитать по пальцам, при чем, одной руки для этого вполне хватит. Однако, в рамках этого эссе я отнюдь не собираюсь  разбирать достоинства и недостатки алчевских поэтов, оставим это известному всем литераторам человеку, которого хлебом не корми, дай рассказать, какие все поэты нашего города плохие, а он – гений и классик в одном лице. Несомненно, и достоинства и недостатки имеют место у любого пишущего человека. Как говорится – никто не совершенен.
Как бы там ни было, алчевская поэзия несет на себе печать провинциальности. В принципе, это естественно – изоляция местных литераторов, отсутствие контактов с центрами поэтического бомонда где-то в Харькове или Киеве дает о себе знать. Конечно, хорошие и яркие поэты в городе есть, однако их мало.
Проблемы уместной поэзии три – эдакие столпы местной графомании. Первый столп – тяжелое постсветское наследие. Да, да, да, я знаю, при советах у нас поэзия гордо реяла, аки знамя красное… Да. Не спорю. Советский Союз дал нам много литературных самородков, но вот что интересно – по настоящему интересные поэты долго находились под запретом, а то, что оставалось было вынуждено петь аллилуйщину партии и правительству для того, чтобы выжить. Ничего страшного в этом, конечно, нет, с кем не бывает?
Проблема в другом – в двойственной морали советской эпохи. С одной стороны – материализм и марксистко-ленинская диалектика, с другой – повсеместное использование каббалистической и рунической символик, правда, без афиширования происхождения оных. В поэзии мы видим то же самое – с одной стороны использование принципов древней заклинательной магии (Не верите – пересчитайте количество стихов, стишков, поэм, и песен посвященных партии и Ленину), с другой – механизация поэтического творчества, извлечение из процесса творения стихов магической составляющей. Отсюда и безудержный поток графоманов, воспитанных на «старой школе».  Что интересно, есть у нас в городе один странный поэт, который любит «обливать грязью» местный бомонд, и при этом учит других писать стихи по литературоведческим трудам советской эпохи. В результате такого прессинга на выходе получаются «стерильные» стихи, безукоризненные по форме, но совершенно пустые по содержанию. Тенденция развития (или регрессии?) советской школы поэзии сводится к «отрезанию» дополнительных информационных пластов, исключение из процесса творчества бессознательное. Хорошие стихи, после которых остается терпковатое «послевкусие», в таком случае не появятся никогда.
Вторая проблема – полнейший игнор техники написания стиха. У местных поэтов вполне может ломаться ритм стиха, что недопустимо – хорошее стихотворение должно иметь ритм, ведь в этом природа всей поэзии. Даже «свободные стихи» верлибры имеют внутри себя ритмическую основу, если это конечно, хорошие верлибры. Неоднократно мне приходилось выслушивать мнения молодых да юных о том, что все эти «правила» создают рамки, и мешают творчеству. Так вот, это не так. Это как в музыке, прежде чем сыграть соло как у Эрика Клэптона придется долго и нудно играть гаммы и упражнения.
Кроме этого, для написания хороших стихов, создания образов просто необходимо иметь большой словарный запас, я заметил, что большинство ошибок случаются из-за банального его недостатка. Словарные запасы пополняются во время чтения книг. «Чтобы создавать хорошие произведения, – любил поговаривать американец Стивен Кинг, – нужно много читать и много писать».
Но самая страшная проблема состоит в том, что люди, которые пытаются заниматься поэзией, ни капельки не любят ее. Читать чужие стихи им скучно и неинтересно, свои – это другое дело. Ведь для каждого несформировавшегося до конца поэта только он сам единственный и неповторимый гений. Какие стихи могут получиться у таких людей? Да какие угодно, только не хорошие.
Поэтому – если вы хотите писать, пишите. Но помните – если вы просто пишете «куда рука поведет», если вы не совершенствуетесь и годами топчетесь на одном месте, если самого процесса написания стиха для того, чтобы почувствовать себя гением для вас достаточно, то вы настоящий графоман. И ничего хорошего, тем более – гениального в этом нет. Любите поэзию, и ваши стихи будут день ото дня становиться лучше и лучше. И не забывайте – стихи на самом деле не просто фрагменты текста, это отражение души поэта.

Опубликовано "Вечерний Алчевск" № 18(136) от 2 мая 2007 года
 
 
 
 
Отзывы на это произведение:
Алый Парус
 
04-05-2007
19:00
 
А ведь Платон интересно мыслил!
Вы знаете,я тоже думаю,что стихи уже есть.
Параллельно душе пишущего человека стоит идел
ненаписанного произведения.Но идеал невидим.
Это спрятанный объём по типу рисунка "колибри".
Необходимо настроить взгляд души таким образом,
чтобы увидеть незримый,но существующий идеальный образ.
Матрица,где всё есть.Найти,обнаружить...
Ощупать без пальцев и увидеть без глаз...
 Очень неплохо.Рад Вашей статье.
Димон Дарк
 
05-05-2007
12:09
 
Угум...
стихи придумали пьяные шаманы, которые с похмелья камлали на вершине зхолма. Однажды они обнаружили что ритмические рифмованные строчки здорово способствуют трансу, священному трансу, вы меня понимаете, а соединеня смыслов слов в столь малой форме дают огромные информационные пласты...
Без мира платона тут явно не обошлось...
А Оззи Осборн долго утвержда, что стихи с пьяну лучше пишутся. То же говорил Блок, Есенин и Маяковский. А Вознесенский по слухам и вообще пишет только после "рбюмашки". Вот вам и мед истины...
Кстати - мед в скандинавии тоже был алкогольным напитком:)
 
Клинникова Александра
 
18-05-2007
23:40
 
Есть Коран, а есть и другие книги.
Ты их читаешь иногда?
Димон Дарк
 
29-05-2007
13:16
 
Да, регулярно:) пр и чем самые разные. Сейчас штудирую фрагменты из Ригведы, славянскую Голубинную книгу и поэзию Сергея Жадана.:) Вот так вот:)
 
Анастасия Галицкая
 
19-05-2007
10:12
 
Вывешиваю на главную!
В качестве полемического материала. :)))))))
Димон Дарк
 
29-05-2007
13:27
 
А чего полемизировать? Все просто... Знаете, Анастасия, в мире случается много разных забавных историй... А взгляд на поэзию у каждого свой. Стихи надо чувствовать, это факт. Вот читаю Жадана, пронимаешь, и ритмика странная, почти неритмичная, вот и техника  а что, она есть, хотя такое чувство, что ее нет, и вроде бы как-то все не так, ну вы меня понимаете, бывает. А потом - бац! И зацепило. Вот это я называю хорошеми стихами, и не важно на каком они языке написаны - то ли на русском, то ли на украинском, да хоть на афроамериканском, лишь бы понятно...
Редактировалось 1 раз(а), редакция 29-05-2007 13:31 (Димон Дарк)
 
РоТуStоrоnуSnа
 
12-06-2007
23:54
 
Я приношу извинение за то что не пишу здесь свой отзыв!!!Мне необходимо сообшить следующую информацию:! Меня зовут Александр Юрьевич Радько. Хочу донести до вашего сведения что 8-го июня 2007 года приблизительно в 20.00 попал в Д.Т.П известный в городе Алчевске и Луганской области журналист Евгений Кудряшев(Димон Дарк). В данный момент он находится в реанимационном отделении города Алчевска в очень тяжелом состоянии. Убедительно вас прошу оказать какую либо помощь!!!
Оставляю контактный телефон главного редактора газеты «Вечерний Алчевск» Высоцкого Ивана Ивановича: 8-050-860-78-28 любое время суток
Мой номер телефона:8-050-226-64-39 В любое время суток
Мой номер Icq:403-904-279
Редактировалось 2 раз(а), редакция 13-06-2007 00:02 (РоТуStоrоnуSnа)
Людмила
 
16-06-2007
14:28
 

     Димон Дарк, ждем !

Пришла страшная весть:
ДТП, реанимация ...
Смерть решила счеты свести -
это, разве, сенсация ?

Назло всем смертям,
ты, к жизни вернись!
На "ЛАВРИКЕ" с нами,
ты, вновь, окажись.


 
Клинникова Александра
 
18-06-2007
14:20
 
Поздно.
The End
 
 

Страница сгенерирована за   0,022  секунд